Новый арт-проект «Певец русской души. М. Нестеров» уже открыт!
Доброго дня, друзья!
Снова на нашем Арт-Портале «Мировая художественная культура» выходит очередной выпуск Артотеки. Теперь он посвящен творчеству Михаила Нестерова. Те, кто знакомы с его работами, прежде всего вспомнят «христианские» произведения художника. («Пустынник», 1889-1889, «Видение отроку Варфоломею», 1889-1890, «Святая Русь», 1901-1906) Считается, что мастер был глубоко религиозен и именно данный факт сыграл свою роль в становлении его творческого пути. Нестеров действительно был чуток к своей душе. Но одиноко-пронзительный и благостный свет в его картинах связан с драматичной судьбой художника.
В 1877 году, он, 17-летним юношей, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Михаилу Нестерову хотелось учиться у Василия Перова, едкого обличителя пошлости, «поэта скорби» и «передвижника». Но знаменитый мастер лишь иногда приходил в класс к ведущему педагогу Павлу Сорокину, у которого учился начинающий живописец. Через три года юноша переехал в Петербург, где с большим трудом поступил в Академию художеств на курс Павла Чистякова. Однако блестящий столичный академист совсем разочаровал Нестерова и через год он снова вернулся в МУЖВИЗ, в надежде оказаться непосредственно в мастерской Перова. Но попал Михаил Нестеров в класс Алексея Саврасова. Этот пейзажист, мастер душевной русской природы, оказал серьезное влияние на своего нового ученика. И портреты его, и пейзажи, вскоре приобрели удивительную легкую грусть.
Михаил Нестеров окончил МУЖВИЗ, стажировался, женился на любимой женщине. Но через год, родив дочь, его жена умерла. Это стало ударом для художника. Теперь во многих его многофигурных композициях персонажи бытовых сцен приобрели ее портретные черты. («Царевна», 1887, «Христова невеста», 1887)
Критики стали замечать в произведениях Нестерова атмосферу трагичности. И постепенно она только усиливалась. Дочь Ольга оказалась очень болезненным ребенком и на протяжении всей своей жизни не раз находилась на грани смерти. Художник создал серию ее портретов, пытаясь передать красоту и жизненную силу девушки, но ее глаза, по заявлениям критиков, всегда излучали недомогание и боль («Портрет дочери Ольги», 1905)
Революция 1917 года и последующие события в жизни страны еще больше ухудшили состояние художника. Он не смог принять насильно распространяющийся в стране атеизм, как и остальные коммунистические идеи. Череда ужасных событий – его арест, а затем и дочери, постоянная слежка, объявление «врагом народа», превратили жизнь в мучение. Но мастер продолжал работать, он создавал портреты интересных личностей, выдающихся деятелей науки и искусства.
Так за «Портрет И. П. Павлова», 1935, физиолога и лауреата Нобелевской премии, в 1941 году М. В. Нестерову была присуждена Сталинская премия в области искусства. Однако трагичные эпизоды жизни и особенно начало Великой Отечественной Войны окончательно подорвали здоровье мастера, и в 1942 он скончался.