Арт-портал
Лаборатория чтения
Школьный портал

Еще один шаг на пути к открытым образовательным ресурсам благодаря рекомендации ЮНЕСКО

Еще один шаг на пути к открытым образовательным ресурсам благодаря рекомендации ЮНЕСКО

25 ноября 2019 г. на 40-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята Рекомендация об открытых образовательных ресурсах (ООР). Её поддержали 193 государства - члена ЮНЕСКО. Это знаменует собой результат длительных усилий, приложенных ИФЛА от лица библиотечного сообщества. ИФЛА с большим энтузиазмом встретила этот консенсус государств-членов ЮНЕСКО.

Открытые образовательные ресурсы (ООР) - это учебные, учебные и исследовательские материалы в любом формате и на любом носителе, которые находятся в общественном достоянии или защищены авторским правом и были выпущены под открытой лицензией, что позволяет осуществлять бесплатный доступ, повторное использование.

После почти двадцатилетней работы по расширению доступа к образовательным ресурсам по доступным для всех свободным и открытым лицензиям, новая рекомендация ЮНЕСКО представляет собой существенный прогресс.

 Это важный шаг на пути к качественному образованию и доступу к информации для всех. Рекомендация является официальным документом ЮНЕСКО, который дает национальным правительствам конкретный список рекомендаций для поддержки открытого образования в их странах и сотрудничества с другими странами.

 ЮНЕСКО рекомендует государствам-членам применять положения Рекомендации об открытых образовательных ресурсах (ООР) посредством принятия надлежащих мер, в том числе законодательных, в соответствии с конституционной практикой и структурами управления каждого государства в целях претворения в жизнь на их территориях закрепленных в данной Рекомендации принципов.

Рекомендация ЮНЕСКО будет поддерживать создание, использование и адаптацию инклюзивных и качественных ООР и содействовать международному сотрудничеству в этой области. В ее задачи также входит разработка поддерживающей политики и создание моделей устойчивости для ООР.

Предыстория рекомендации

Термин "открытые образовательные ресурсы" (Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. В частности, это было сделано в целях расширения доступа к образованию в развивающихся странах. Образовательное сообщество, являющееся основным производителем этих ресурсов, мобилизовало свои усилия для содействия производству, совместному использованию и широкому доступу к этим ресурсам.

Десять лет спустя, в 2012 году в Париже, ЮНЕСКО организовала Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам, чтобы обменяться мнениями и обсудить динамику этих инициатив с министрами образования, экспертами, политиками и исследователями. При этом была принята Декларация об открытых образовательных ресурсах с призывом к правительствам поддержать их разработку и использование.

Эта декларация, согласованная с обязательствами ЮНЕСКО по обмену знаниями, предусматривала разработку ряда принципов. Они включают в себя идею о том, что образовательные материалы, финансируемые за счёт государственных средств, должны распространяться на условиях Лицензии открытых публикаций; что мы должны поддерживать наращивание потенциала; поощрять сотрудничество; и способствовать расширению исследований по открытым образовательным ресурсам.

В 2015 году ЮНЕСКО опубликовала Руководящие принципы для ООР для высшего образования (здесь их можно скачать на нескольких языках: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/resources/publications-and-communication-materials/publications/full-list/guidelines-for-open-educational-resources-oer-in-higher-education/), а в 2017 году провела Второй всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам «ООР для всеохватного, справедливого и качественного образования: от обязательств к действиям». Цель этого мероприятия заключалась в том, чтобы на основе анализа передового опыта определить план действий по продвижению ООР с заинтересованными сторонами, такими как педагоги, преподаватели, библиотекари, учащиеся, родители и политики. Это, в свою очередь, потребовало работы над официальной рекомендацией ЮНЕСКО.

Достижение договоренности

Эта рекомендация была предметом ряда консультаций и совещаний. Сесиль Свиатек, генеральный секретарь Французской ассоциации директоров и сотрудников библиотек университетов и документов (ABDU), представляла ИФЛА на майском консультационном совещании экспертов, где успешно подчеркнула роль библиотекарей в кураторстве и предоставлении доступа к образовательным ресурсам, а также важность исключений и ограничений в отношении авторских прав и открытого лицензирования.

20 ноября 2019 года на 40-й Генеральной конференции ЮНЕСКО эксперты обсудили и, наконец, приняли Рекомендацию, отметив, что этот текст и соответствующий план действий поддерживают усилия ЮНЕСКО по достижению целей Повестки дня ООН в области развития на период до 2030 года.

Рекомендация включает в себя 5 стратегических целей:

  • Создание потенциала заинтересованных сторон для обеспечения доступа, использования, адаптации и распространения ООР;
  • Разработка политики поддержки;
  • Поощрение инклюзивных и одинаково качественных ООР для всех;
  • Содействие созданию моделей устойчивого развития для ООР;
  • Развитие международного сотрудничества.

Принятие этих положений направлено на сокращение расходов простым способом, но также и на поощрение инноваций. Благодаря работе над этими стратегическими целями можно будет поддерживать сотрудничество между странами в целях избежания дублирования и расширения имеющихся ресурсов; помогать правительствам, а также образовательным и исследовательским организациям в разработке политики, относительно открытых лицензий на соответствующие материалы; оказывать поддержку образовательным и исследовательским сообществам в создании, изменении и распространении ООР на условиях Лицензии открытых публикаций; разрабатывать устойчивые модели для образовательных ресурсов.

Источник: https://www.ifla.org/node/92708

Дата публикации: 28 февраля 2020
Предыдущая новость

Шотландский прорыв: Динамичные библиотеки, процветающие школы

В сентябре 2018 года Шотландия опубликовала свою первую Национальную стратегию для школьных библиотек – «Динамичные библиотеки - процветающие школы: Национальная стратегия для школьных библиотек в Шотландии 2018-2023» https://scottishlibraries.org/media/2110/vibrant-libraries-thriving-schools.pdf. Нужно сказать, что чуть более года спустя в стране уже можно отметить высокий уровень взаимодействия с сектором образования и школьным библиотечным сообществом.

Следующая новость

Результаты последнего опроса журнала «School Library Journal» (США) среди школьных библиотекарей

Согласно последнему опросу, проведенному журналом «School Library Journal» (SLJ), на школьных библиотекарей возложена обязанность интегрировать технологии в обучение, возглавлять инициативы по программированию и выступать в качестве технических экспертов.

Арт-портал
Лаборатория чтения
Школьный портал