Арт-портал
Аналитик чтения
Школьный портал

Еще один шаг на пути к открытым образовательным ресурсам благодаря рекомендации ЮНЕСКО

28 февраля 2020

Еще один шаг на пути к открытым образовательным ресурсам благодаря рекомендации ЮНЕСКО

25 ноября 2019 г. на 40-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята Рекомендация об открытых образовательных ресурсах (ООР). Её поддержали 193 государства - члена ЮНЕСКО. Это знаменует собой результат длительных усилий, приложенных ИФЛА от лица библиотечного сообщества. ИФЛА с большим энтузиазмом встретила этот консенсус государств-членов ЮНЕСКО.

Открытые образовательные ресурсы (ООР) - это учебные, учебные и исследовательские материалы в любом формате и на любом носителе, которые находятся в общественном достоянии или защищены авторским правом и были выпущены под открытой лицензией, что позволяет осуществлять бесплатный доступ, повторное использование.

После почти двадцатилетней работы по расширению доступа к образовательным ресурсам по доступным для всех свободным и открытым лицензиям, новая рекомендация ЮНЕСКО представляет собой существенный прогресс.

 Это важный шаг на пути к качественному образованию и доступу к информации для всех. Рекомендация является официальным документом ЮНЕСКО, который дает национальным правительствам конкретный список рекомендаций для поддержки открытого образования в их странах и сотрудничества с другими странами.

 ЮНЕСКО рекомендует государствам-членам применять положения Рекомендации об открытых образовательных ресурсах (ООР) посредством принятия надлежащих мер, в том числе законодательных, в соответствии с конституционной практикой и структурами управления каждого государства в целях претворения в жизнь на их территориях закрепленных в данной Рекомендации принципов.

Рекомендация ЮНЕСКО будет поддерживать создание, использование и адаптацию инклюзивных и качественных ООР и содействовать международному сотрудничеству в этой области. В ее задачи также входит разработка поддерживающей политики и создание моделей устойчивости для ООР.

Предыстория рекомендации

Термин "открытые образовательные ресурсы" (Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. В частности, это было сделано в целях расширения доступа к образованию в развивающихся странах. Образовательное сообщество, являющееся основным производителем этих ресурсов, мобилизовало свои усилия для содействия производству, совместному использованию и широкому доступу к этим ресурсам.

Десять лет спустя, в 2012 году в Париже, ЮНЕСКО организовала Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам, чтобы обменяться мнениями и обсудить динамику этих инициатив с министрами образования, экспертами, политиками и исследователями. При этом была принята Декларация об открытых образовательных ресурсах с призывом к правительствам поддержать их разработку и использование.

Эта декларация, согласованная с обязательствами ЮНЕСКО по обмену знаниями, предусматривала разработку ряда принципов. Они включают в себя идею о том, что образовательные материалы, финансируемые за счёт государственных средств, должны распространяться на условиях Лицензии открытых публикаций; что мы должны поддерживать наращивание потенциала; поощрять сотрудничество; и способствовать расширению исследований по открытым образовательным ресурсам.

В 2015 году ЮНЕСКО опубликовала Руководящие принципы для ООР для высшего образования (здесь их можно скачать на нескольких языках: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/resources/publications-and-communication-materials/publications/full-list/guidelines-for-open-educational-resources-oer-in-higher-education/), а в 2017 году провела Второй всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам «ООР для всеохватного, справедливого и качественного образования: от обязательств к действиям». Цель этого мероприятия заключалась в том, чтобы на основе анализа передового опыта определить план действий по продвижению ООР с заинтересованными сторонами, такими как педагоги, преподаватели, библиотекари, учащиеся, родители и политики. Это, в свою очередь, потребовало работы над официальной рекомендацией ЮНЕСКО.

Достижение договоренности

Эта рекомендация была предметом ряда консультаций и совещаний. Сесиль Свиатек, генеральный секретарь Французской ассоциации директоров и сотрудников библиотек университетов и документов (ABDU), представляла ИФЛА на майском консультационном совещании экспертов, где успешно подчеркнула роль библиотекарей в кураторстве и предоставлении доступа к образовательным ресурсам, а также важность исключений и ограничений в отношении авторских прав и открытого лицензирования.

20 ноября 2019 года на 40-й Генеральной конференции ЮНЕСКО эксперты обсудили и, наконец, приняли Рекомендацию, отметив, что этот текст и соответствующий план действий поддерживают усилия ЮНЕСКО по достижению целей Повестки дня ООН в области развития на период до 2030 года.

Рекомендация включает в себя 5 стратегических целей:

  • Создание потенциала заинтересованных сторон для обеспечения доступа, использования, адаптации и распространения ООР;
  • Разработка политики поддержки;
  • Поощрение инклюзивных и одинаково качественных ООР для всех;
  • Содействие созданию моделей устойчивого развития для ООР;
  • Развитие международного сотрудничества.

Принятие этих положений направлено на сокращение расходов простым способом, но также и на поощрение инноваций. Благодаря работе над этими стратегическими целями можно будет поддерживать сотрудничество между странами в целях избежания дублирования и расширения имеющихся ресурсов; помогать правительствам, а также образовательным и исследовательским организациям в разработке политики, относительно открытых лицензий на соответствующие материалы; оказывать поддержку образовательным и исследовательским сообществам в создании, изменении и распространении ООР на условиях Лицензии открытых публикаций; разрабатывать устойчивые модели для образовательных ресурсов.

Источник: https://www.ifla.org/node/92708


Другие новости

Шотландский прорыв: Динамичные библиотек...

В сентябре 2018 года Шотландия опубликовала свою первую Национальную стратегию для школьных библиотек – «Динамичные библиотеки - процветающие школы: Национальная стратегия для школьных библиотек в Шотландии 2018-2023» https://scottishlibraries.org/media/2110/vibrant-libraries-thriving-schools.pdf. Нужно сказать, что чуть более года спустя в стране уже можно отметить высокий уровень взаимодействия с сектором образования и школьным библиотечным сообществом.

Результаты последнего опроса журнала «Sc...

Согласно последнему опросу, проведенному журналом «School Library Journal» (SLJ), на школьных библиотекарей возложена обязанность интегрировать технологии в обучение, возглавлять инициативы по программированию и выступать в качестве технических экспертов.
Арт-портал
Аналитик чтения
Школьный портал