
Инклюзивное образование : настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие
Автор:
Год издания: 2014
Издательство: Владос
Под редакцией:
Староверовой М.С.
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
168
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В методическом пособии представлены психолого-педагогические «портреты» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и даны рекомендации по преодолению школьной неуспешности у данной категории детей в условиях интегративного обучения (инклюзии).
Для специалистов воспитательных и образовательных учреждений – педагогов, психологов, логопедов и дефектологов, а также студентов педагогических вузов. Может быть полезно родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для специалистов воспитательных и образовательных учреждений – педагогов, психологов, логопедов и дефектологов, а также студентов педагогических вузов. Может быть полезно родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Введение | 7 |
ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ | 10 |
Предотвращение школьной неуспешности у детей с задержкой психического развития | 10 |
Развитие познавательной сферы у детей с задержкой психического развития | 13 |
Учебная деятельность детей с задержкой психического развития | 18 |
Методические приемы, помогающие включить детей с задержкой психического развития в образовательный процесс | 21 |
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с эмоциональными расстройствами и нарушениями поведения | 29 |
Рекомендации по взаимодействию с детьми и подростками, имеющими эмоциональные расстройства и нарушения поведения | 32 |
Дети с синдромом раннего детского аутизма в системе общего образования | 44 |
Классификация раннего детского аутизма (РДА) по степени тяжести | 46 |
Внешние проявления синдрома РДА | 47 |
Рекомендации по обучению детей с ранним детским аутизмом в условиях образовательного учреждения | 50 |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха | 57 |
Слухопротезирование | 59 |
Восприятие речи детьми с нарушениями слуха | 60 |
Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха | 61 |
Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха | 62 |
Особенности эмоционально-личностного развития детей с нарушениями слуха | 63 |
Рекомендации по «включению» детей с нарушениями слуха в совместное обучение со сверстниками, не имеющими отклонений в развитии | 64 |
Особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной школы | 65 |
Развитие познавательной сферы детей с нарушениями зрения | 65 |
Эмоционально-личностное развитие детей с нарушениями зрения | 68 |
Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения | 69 |
Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению трудностей в обучении ребенка с нарушением зрения | 70 |
Организация психолого-педагогического сопровождения образовательной интеграции (инклюзии) детей с нарушениями речи | 72 |
Раннее развитие детей с тяжелыми речевыми нарушениями | 73 |
Моторное развитие детей с речевыми нарушениями | 75 |
Развитие познавательной сферы детей с речевыми нарушениями | 76 |
Особенности личности, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы детей с тяжелыми речевыми нарушениями | 83 |
Особенности различных видов деятельности детей с речевой патологией | 86 |
Игровая деятельность у детей с речевыми нарушениями | 90 |
Изобразительная деятельность у детей с речевыми нарушениями | 91 |
Рекомендации по сопровождению детей с речевыми нарушениями в массовых образовательных учреждениях | 93 |
Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в условиях образовательной интеграции (инклюзии) | 97 |
Специфические особенности двигательного развития детей с ДЦП | 99 |
Формы детского церебрального паралича | 102 |
Развитие познавательной сферы детей с детским церебральным параличом | 105 |
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП | 109 |
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата | 111 |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ (ИНКЛЮЗИИ) | 114 |
Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве | 114 |
Статья 1. Сфера деятельности настоящего Закона | 114 |
Статья 2. Основные понятия | 115 |
Статья 3. Обеспечение государственных гарантий права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования | 116 |
Статья 4. Участие родителей (законных представителей) в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья | 118 |
Статья 5. Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования | 119 |
Статья 6. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, и специальные (коррекционные) образовательные учреждения | 120 |
Статья 7. Обучение на дому | 121 |
Статья 8. Обучение и воспитание в условиях стационарного лечебного учреждения | 122 |
Статья 9. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания | 123 |
Статья 10. Профессиональное образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья | 124 |
Статья 11. Психолого-медико-педагогические комиссии | 125 |
Статья 12. Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь | 125 |
Статья 13. Служба ранней помощи | 126 |
Статья 14. Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения | 127 |
Статья 15. Порядок перевода и изменения формы получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья | 127 |
Статья 16. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья | 128 |
Статья 17. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы, государственных образовательных учреждений, негосударственных образовательных организаций, иных организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений при создании условий для воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья | 129 |
Статья 18. Финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья | 130 |
Статья 19. Материально-техническое обеспечение специальных условий обучения (воспитания) лиц с ОВ3 | 131 |
Статья 20. Меры социальной поддержки педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ОВ3 | 131 |
Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона | 132 |
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона | 132 |
Статья 23. Переходные положения | 133 |
Концепция образовательной интеграции (инклюзии) | 134 |
Общие положения | 134 |
Ключевая проектная идея | 138 |
Приоритетные цели и стратегические направления изменений | 142 |
Ожидаемые результаты | 145 |
Положение о Координационном совете по развитию образовательной интеграции (инклюзии) | 146 |
Регламент деятельности Координационного совета по развитию образовательной интеграции (инклюзии) | 150 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 152 |
Карта учащегося с ОВЗ (для школ) | 152 |
Карта воспитанника с ОВЗ (для ДОУ) | 153 |
Памятка для педагогов, работающих с детьми с нарушенным слухом (1–2) | 154 |
Знакомство со словом. Консультация для учителей начальной школы | 156 |
Примерный перечень оборудования кабинета психолога для образовательных учреждений, в которых находятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | 158 |
Выдержка из Международной классификации болезней (10-й пересмотр — МКБ-10) | 160 |
Таблица 1 | 161 |
Словари терминов | 165 |